Психологический анализ трудностей, характерных для ориентирования на местности (C.А.Зубков., С.А.Леваковская)


"Под трудностями следует понимать трудные объективные условия выполнения действия, нарушающие равновесие в протекании корковых нервных процессов" (Г. М. Гагаева, 1969).


Начинающие ориентировщики, как правило, не имеют правильного представления о трудностях ориентирования. У них возникают вопросы: "Что делать, если я заблужусь? Что делать, если пойдет дождь?" и т. д. Им порой кажется, что знание элементарных основ топографии и хорошая физическая подготовка являются основными условиями достижения высокого результата. Но это далеко не так.
В учебно-тренировочном процессе от спортсменов требуется выполнение большого объема работы, связанной с высокой физической нагрузкой, со специфической формой напряженной умственной деятельности, с изучением и совершенствованием спортивной техники и тактики и т. д. Вместе с этим на соревнованиях ориентировщик должен уметь преодолевать негативные предстартовые состояния, боязнь сбиться с азимута или со счета шагов и потерять ориентировку, страх перед неожиданно возникающими ситуациями, чувство дискомфорта в неблагоприятных метеорологических условиях и т. д.
Для успешного преодоления трудностей в ориентировании на местности большое значение имеет развитие волевых качеств спортсмена. Без мобилизации необходимых физических и волевых качеств ориентировщик не сможет в процессе спортивной деятельности эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Трудности, возникающие у ориентировщиков в процессе спортивной деятельности, могут быть разделены на три основные группы.
1. Трудности, связанные с необходимостью быстрой ориентировки и принятия оперативного решения. Причинами их возникновения являются:
плохая физическая и теоретическая подготовка; плохая ориентировка, недостаточные гибкость и быстрота мышления, низкая сосредоточенность внимания, плохое запоминание и воспроизведение, чрезмерная нервная возбудимость и т. д.
Скорость передвижения ориентировщика на трассе зависит не только от его физической, технической и тактической подготовки, но и от ряда других факторов. При недостаточной тренированности памяти, особенно процессов запоминания и воспроизведения определенных участков дистанции, которые спортсмен должен еще преодолеть или уже прошел, значительно снижается скорость прохождения всей трассы, так как спортсмену приходится очень часто обращаться к чтению карты. В этом случае трудно рассчитывать на успех. Так, после соревнований от спортсмена можно услышать: "Очень часто останавливался, чтобы определить точку своего нахождения" или "из-за остановок для чтения карты я потерял массу времени". Следует отметить, что если в процессе обучения технике ориентирования спортсмен будет игнорировать роль и значение чтения карты (в данном случае заключающегося в запоминании и воспроизведении тех или иных ситуаций на трассе), то этим он значительно затруднит совершенствование своей оперативной памяти, и это обусловит появление ряда психологических трудностей, возникающих при различных ситуациях на местности.
У тех спортсменов, которые, по их собственному выражению, "теряются" на местности, не знают, "с чего начать", "не схватывают" тактическую разновидность данного рельефа и в соответствии с этим пути подхода к КП, процесс запоминания и воспроизведения ситуации совершается без достаточно глубокого анализа и осмысливания ее. В этом случае задача спортсменами решается механически; им трудно анализировать пути движения, запоминать характер местоположения КП и ориентиров. Это происходит из-за того, что знания у них непрочные, они чувствуют себя скованно, действуют не совсем уверенно..
2. Трудности, связанные с постепенно нарастающим физическим утомлением. В процессе соревнований выполнение упражнений в состоянии нарастающего физического утомления требует от спортсмена больших волевых усилий. Спортсмену приходится преодолевать возрастающее на большой скорости бега сопротивление ветра, снега. Возникают затруднения в дыхании в связи с повышенным кислородным запросом организма при интенсивной работе. Наступают определенные изменения в протекании психических процессов, снижаются интенсивность и устойчивость внимания, способность к произвольному распределению и переключению внимания с одного ориентира или объекта на другой.
Утомленные спортсмены в процессе ориентирования выпускают из поля зрения многие важнейшие стороны своей деятельности (счет шагов, наблюдение за местностью и точным выбором пути движения, контроль направления и всевозможных мелких "привязок" и пр.). Так, спортсмен 1 разряда Е. отмечает: "Когда мне было очень тяжело бежать (на предпоследнем КП), я почувствовал, что уже выполняю все свои действия как бы интуитивно, не сосредоточивая свои мысли на тщательном их выполнении и контроле. В результате дополнительно потерял 6 минут на поиск КП". Следовательно, внимание спортсмена при наступлении трудностей становится все более непроизвольным в сосредоточивается на преодолении самой трудности, возникающей на трассе.
У спортсменов, не умеющих произвольно управлять своим вниманием, при возникновении трудностей оно направляется на какой-нибудь один объект; на то, чтобы быстрее бежать, не сбиться с направления, войти в район КП, не потерять ориентировку и т. д. В других случаях внимание спортсмена сосредоточивается на слежении за местностью и направлением бега, но в то же время он уже забывает следить за пройденным расстоянием, за своими тактическими действиями. Например, мастер спорта Б. говорит: "Контроль счета пройденного расстояния - вот слабая сторона моей подготовки при прохождении последней четверти дистанции".
Другие, наоборот, пытаются следить за пройденным расстоянием и тактически правильным выполнением приемов прохождения дистанции, забывая при этом следить за местностью и направлением бега, и бывают удивлены, когда обнаруживают, что потеряли ориентировку.
Таким образом, в процессе спортивного ориентирования внимание у ориентировщиков распределяется по-разному. Очень часто возникают моменты, при которых требуется напряженное устойчивое внимание, но под влиянием утомления оно снижается. Высокая устойчивость, большая интенсивность внимания и быстрое переключение внимания связаны с высокой подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, которые могут заметно снижаться при утомлении.
З. Трудности, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями. Наблюдения за внешними условиями соревнований показывают, что почти каждые третьи соревнования т в неблагоприятных метеорологических условиях. В силу этого спортсменам приходится преодолевать ряд дополнительных трудностей при длительном воздействии высоких и низких температур, дождя, ветра, мокрого снега и т. д.
Неблагоприятные изменения в состоянии организма, которые возникают под воздействием отмеченных метеорологических условий, отражаются на деятельности как первой, так и второй сигнальной систем, отрицательно влияя на работоспособность спортсмена и в конечном счете на спортивный результат.
В связи с этим продуктивность поиска КП и, естественно, прохождения дистанции ставится в прямую зависимость от тактического плана и специальных тактических психологических приемов, которыми пользуется ориентировщик в тех или иных погодных условиях.
Приемы и средства преодоления трудностей в ориентировании на местности.
Необходимым условием преодоления трудностей является планирование спортсменом предстоящей деятельности в зависимости от уровня своей подготовленности, информации о местности, карты, условий дистанции и поставленных задач. Трудности во время прохождения дистанции ориентировщики преодолевают с помощью волевых усилий, направленных на произвольную регуляцию своих действий. Главным раздражителем при этом служит вторая сигнальная система, регулирующая роль которой чаще всего выступает в виде самоприказов, самоубеждения.
Волевые усилия при утомлении потенцируются применением специальных приемов, побуждающих к исполнению последующих действий и сосредоточению внимания.
Конкретные приемы и упражнения систематизировались на основе проведенных экспериментальных исследований, обобщения опыта тренеров и спортсменов высокой квалификации.
Для преодоления трудностей, связанных с необходимостью быстрой ориентировки и принятия оперативного решения при выборе действий, необходимо:
1) проводить со спортсменами беседы, в которых анализировать тактическое мастерство выдающихся ориентировщиков;
2) просматривать трассы с последующим анализом тактических вариантов и выяснением конкретных отличий тактики сильнейших ориентировщиков от тактики рядовых спортсменов;
3) проводить беседы о значении отдельных вариантов выбора пути движения или повышения качества прохождения трассы;
4) систематически привлекать спортсменов к разработке и активному обсуждению тактических планов прохождения предстоящих трасс;
5) поручать отдельным ориентировщикам разработку различных вариантов выбора пути движения, которые они должны доложить всему коллективу спортсменов;
6) во время разбора прошедших соревнований уделять особое внимание анализу тактических ошибок как при лучших, так и при худших результатах на трассе;
7) перед тренировкой время от времени поручать отдельным спортсменам самостоятельно составлять тактический план пути движения по карте с последующим практическим осуществлением его и внесением исправлений по ходу прохождения дистанции;
8) на тренировочных трассах применять тактические схемы пути движения и их модификации при той или иной ситуации, заранее разученные на теоретических занятиях;
9) на тренировочных занятиях добиваться от спортсменов осуществления выбора пути движения с учетом: а) детального анализа всех находящихся на пути прохождения трассы ориентиров, а также характера местоположения КП; б) систематизации данных о конкретной ситуации и общей их оценки во взаимосвязи; в) предопределения заранее характера местности; г) предвидения результатов своих действий на различных отрезках дистанции (от ориентира к ориентиру, от КП к КП, в целом на дистанции), по времени исполнения, степени утомления, безошибочности, надежности, страховке.
Для преодоления трудностей, связанных с запоминанием и воспроизведением отдельных элементов ситуации на дистанции, необходимо:
1) установить границы "непосредственного" запоминания для всей группы спортсменов, предложив им воспроизвести на карте весь путь своего движения, расположения КП спустя 2-3 дня после соревнований. Затем проследить время, затраченное на воспроизведение данного материала, и отметить явные отклонения от реального пути движения каждого спортсмена;
2) установить причины успешного и неуспешного процесса запомина ния; выяснить, какими средствами запоминания пользуются спортсмены и какими средствами им необходимо пользоваться при запоминании отдельных ситуаций на карте. Это устанавливается путем бесед, опроса и анкетирования.
3) проводить беседы со спортсменами о значении сосредоточения внимания на определенной ситуации, возникающей при прохождении трассы. Тренер должен проанализировать значение сосредоточения внимания и на первостепенных элементах конкретной ситуации, и на объединении их с последующими элементами другой конкретной ситуации на этапе трассы;
4) проводить беседы со спортсменами о значении правильного восприятия карты и местности, о роли словесного рассуждения и наглядного логического понимания подлежащих запоминанию объектов действий;
5) на тренировочных занятиях добиваться от спортсменов осуществления процесса запоминания по системе детального анализа ситуаций с применением методов словесного рассуждения, умственного отображения, повторения отдельных наиболее важных элементов ситуации (в то же время необходимо учитывать, что лучшее запоминание элементов трассы во время прохождения дистанции происходит в процессе предварительного составления подробного плана тактических действий на этапах трассы);
6) на тренировочных занятиях применять трудные и сложные карты различных трасс местности, сопоставляя точность выполняемой работы с временем, на нее затраченным (сложные карты чередовать с более легкими и уже освоенными, чтобы избежать излишнего переутомления спортсмена); при этом следует учесть, что усложнение задачи влияет в первую очередь не на количество, а на качество выполняемой работы - правильность нанесения объектов.
Для преодоления трудностей, связанных с необходимостью выполнения работы при постепенно нарастающем физическом утомлении, следует:
1) разъяснять спортсменам значение способности переносить большие нагрузки и преодолевать утомление. Понимая смысл и значение борьбы с утомлением в условиях ориентирования, спортсмен сможет мобилизовать свою волю и достигнуть желаемой цели;
2) планировать тактические варианты прохождения трассы перед стартом и на дистанции, основанные на информации о дистанции, анализе предполагаемых ситуаций, на своей физической подготовке; ставить промежуточные задачи поэтапно;
З) предвидеть трудности, которые могут возникнуть на дистанции, практические приемы для их преодоления;
4) использовать регулирующую роль слова. Это означает, что во время прохождения дистанции ориентировщик должен постоянно регулировать характер своих движений, В одном случае слово выполняет роль сдерживающего, тормозящего фактора, в другом - усиливающего процесс возбуждения.
В процессе тренировок тренер должен проводить занятия на различной местности, давать различные специфические задания применительно к ее условиям.