Искусственные сооружения


Искусственные сооружения - очень важный компонент ландшафта для ориентирования. Они интересуют спортсмена и как наиболее достоверные объекты для чтения карты, и как пути "наименьшего сопротивления" при движении на местности. Именно эти особенности в первую очередь должны отражаться на спортивной карте. Элементы этой группы, пожалуй, наименее стабильны по времени.
Знаком А.502 показывают шоссейную дорогу с покрытием (асфальт, бетон, гравий, булыжник) шире 5 м.
Знаком А.503 показывают шоссейную дорогу с покрытием шириной 3-5 м.
Знаком А.501 показывают шоссейную дорогу с разделительной полосой.
Асфальтированные дорожки шириной менее 3 м (лыжероллерные трассы, прогулочные дорожки в парках) отмечают знаком А.504.
Знак А.505 обозначает проселочные дороги. Это основные дороги, соединяющие населенные пункты, они используются постоянно и имеют накатанную колею. В отличие от улучшенных дорог они не профилированы (нет кюветов, подсыпки, выемок) и не врезаны в склоны.
Если полевая или лесная дорога используется нерегулярно (например, для вывоза сена или срубленного леса), но четко видна по колеям транспорта или прогалу в лесу, ее показывают знаком А.506. Критерием принадлежности к этому классу может служить такое состояние дороги, когда ни в какой точке ее нельзя перебежать не заметив.
Знаком А.507 обозначают тропы и заброшенные дороги, вдоль которых можно передвигаться днем на полной скорости, но которые можно перебежать не заметив везде или в некоторых местах. Этим знаком помечают также звериные тропы, тропинки по берегу озер или больших болот. Если состояние тропы такое плохое, что ее можно потерять при беге по ней, ее изображают знаком А.508.
Вопрос о том, показывать ли дорогу или тропу на карте, решается прежде всего в зависимости от степени проходимости окружающей растительности. В густом лесу или в кустарнике должны тщательно помечаться все без исключения тропинки, ибо движение по ним существенно легче бега напрямик. Наоборот, в парковом лесу можно опускать нечеткие дороги или генерализовывать тропы скота, давая лишь крайние из них.
Дороги и тропы - очень важные элементы для ориентирования, как наиболее часто используемые пути движения, так и объекты самого пристального чтения карты. К сожалению, состояние дороги как пути движения (почву, наличие препятствий, грязи, разбитых колей) существующими знаками передать нельзя. Но кое-что в этом направлении можно попытаться сделать. Например, если движение по дороге затруднено упавшими деревьями, ее можно показать знаком более низкого класса.
Чтобы повысить ценность дороги как объекта чтения карты, все ее элементы и близлежащие детали надо снимать с особой тщательностью. Аккуратно, строго соблюдая направления, следует изображать все изгибы дороги. При рисовке нельзя сглаживать повороты, предпочтительнее даже их несколько утрировать ("угловатая" дорога). Даже очень короткие отрезки дороги между поворотами надо стремиться показать на карте, слегка утрируя их длину. Должны быть помечены все объезды, тупики, места разворотов. Тщательно, с соблюдением истинного взаимного расположения и угловых соотношений должны показываться развилки и перекрестки. Требования знаков А.510 и А.511 нужно неукоснительно выполнять! Даже тупиковые отвилки незначительной длины (10-15 м) при четко видимой развилке должны быть показаны. Аккуратно и подробно следует снимать и вычерчивать все объекты, непосредственно примыкающие к дороге: насыпи, выемки, расширения прогала, микрообъекты.
Знаком А.509 показывают просеку шириной менее 5м с грунтом в естественном состоянии. При всей кажущейся простоте этого объекта его до сих пор часто неправильно изображают на спортивных картах. На линии просеки соответствующими знаками следует давать объекты, которые в действительности на ней находятся (дороги, кромки, границы угодий), и опускать знак просеки там, где она в природе отсутствует (поляны, кромки полян).
Все просеки шире 5 м помечают в истинных размерах и конфигурации (как оконтуренная площадь) знаком А.416 с соответствующими градациями зеленого и желтой заливкой.
Железную дорогу независимо от количества колей обозначают знаком А.515. Им же показывают другие рельсовые пути (узкоколейки, пути для вагонеток, трамвайные пути).
Лыжные подъемники и канатные подвесные дороги изображаются знаком А.517, причем поперечные штрихи указывают точное место расположения опор. Тоже относится к линиям электропередач и линиям связи.